АСУ "Жилищный стандарт"Зеленые насаждения на придомовой территории: как планировать содержать и финансировать эти работы

Зеленые насаждения на придомовой территории: как планировать содержать и финансировать эти работы

            Озеленение территории не входит в обязательный минимум работ, который обязана оказывать управляющая организация. Но часть работ с зелеными насаждениями делать необходимо, т.к. недогляд в этом вопросе способен причинить вред жителям, личному транспорту и случайными прохожим.

             Зеленый фонд дома
             Объектом контроля и зеленого благоустройства выступает придомовая территория.
             В состав общего имущества включает земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 36 ЖК РФ).
             Формально управляющая организация отвечает только за содержание зеленого фонда на своем земельном участке. Однако в ряде муниципальных образований могут быть приняты правила благоустройства, согласно которым на управляющую организацию относится обязанность по благоустройству прилегающей к придомовой территории. Ее протяженность в каждом случае определяется индивидуально, но лучше контролировать эти вопросы, чтобы в спорных ситуациях было четкое понимание относительно зон ответственности.
             В любом случае зеленый фонд дома включает:
             — деревья, произрастающие на придомовой и (возможно) прилегающей территории;
             — кустарники;
             — цветы (или многолетние наподобие роз и ирисов, или однолетние типа петуний, бархатцев и астр).
             Контроль за состояние зеленого фонда позволяет сделать жизнь в доме комфортнее, безопаснее и благоустроеннее.

             Сезонное планирование работ с зелеными фондом
             Основа эффективной работы с зеленым фондом — планирование и осмотры состояния общего имущества.
             Планирование предполагает зонирование территории с определением перечня будущих посадок зеленых насаждений. Где-то можно посадить цветы прямо в почву, а где-то использовать специальные декорные возможности в виде вазонов, которые также могут быть многоярусными.
             Осмотры состояния зеленых насаждений позволяют понять, какие работы проводить в тот или иной период. Здесь очень важен сезонный фактор. Сухостойные или же старые деревья лучше всего кронировать весной, пока не распустилась листва. Сухое дерево легче режется, а кроме того, отсутствие зеленой кроны уменьшает порубочные остатки, подлежащие вывозу.
             К тому же в летний период жители могут активнее возмущаться тому, что управляющая организация решила порубить «зеленые легкие» дома. Соответственно, пока деревья не распустились, такие непопулярные решения легче проводить и реализовывать. В связи с этим мы всегда стараемся учитывать сезонный фактор, который помогает нам в данной работе.
             В связи с кронированием и обрезкой деревьев возникает два основных вопроса: нужно ли с кем-то согласовывать эти работы и кто должен вывозить порубочные остатки. Ответ на оба вопроса непрост и зачастую опирается в местные особенности регулирования.
             Если брать крупные города с продуманными муниципальными правилами благоустройства, то часто на спил отдельно взятых зеленых насаждений нужно получать специальный ордер (разрешение). В ряде городов это можно даже оформить через МФЦ. Например, МФЦ Татарстана оказывает услугу, которая называется «Выдача разрешения на вырубку, кронирование или посадку деревьев и кустарников» (см. https://mfc16.tatarstan.ru/node/2978). При этом в МФЦ предоставляются следующие документы:
             — документ, удостоверяющий личность и подтверждающий полномочия;
             — схема участка до ближайших строений или других ориентиров с нанесением зеленых насаждений, подлежащих вырубке;
             — заверенные копии правоустанавливающих и право подтверждающих документов на земельный участок;
             — утвержденная проектная документация в случае, если производится вырубка зеленых насаждений, попадающих под габариты при строительстве зданий и сооружений;
             — согласование с владельцами затрагиваемых территорий условий вырубки и пересадки зеленых насаждений;
             — при посадке или пересадке насаждений согласование с представителями инженерных сетей с открытием ордера на проведение земляных работ.
             Результат услуги — выдача разрешения. Но приведенный пример — максималистский. Во многих городах достаточно просто уведомить муниципалитет, который напишет об отсутствии возражений в кронировании или укажет, что это дело собственников и этот вопрос нужно решать им. Тогда в части финансирования этот вопрос целиком и полностью на управляющей организации, т.к. именно она в силу п. 1 ст. 161 ЖК РФ отвечает за безопасность.
             В каком-то смысле кронирование — это уменьшение состава общего имущества (хотя это и делается во имя безопасности), поэтому чтобы избежать потенциальных конфликтов, стоит включить для управляющей организации право принимать решения о кронировании в договор управления многоквартирным домом, либо согласовывать эти действия с советом дома (это в тех городах, где нет жесткого муниципального регулирования).
             В любом случае нельзя руководствоваться подходом, что любая обрезка деревьев может быть разрешена только на общем собрании. Жители не всегда достаточно компетентны, чтобы принимать решения по вопросам текущего планирования благоустройства и обеспечения безопасности. Поэтому ответственным здесь является лицо, профессионально управляющее жилфондом и в случае чрезвычайного происшествия спрос будет с него.
             Что касается вывоза порубочных остатков, то формально все это должен вывезти региональный оператор. Кстати, с этом соглашаются и суды, указывая, что отходы, образовавшиеся от уборки придомовой территории (вне зависимости от их состава), относятся к ТКО, подлежат включению в норматив накопления ТКО, и региональный оператор обязан вывозить указанные отходы в рамках договоров на обращение с ТКО (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2022 года по делу № А76-32300/2021).
             Но проблема в том, что региональный оператор зачастую отказывается их вывозить, требуя за это дополнительной оплаты. Подобные действия являются незаконными, поэтому жалоба в орган жилищного надзора и антимонопольный орган способны исправить ситуацию с вывозом порубочных остатков.

             Коллаборация с жителями в вопросах зеленого благоустройства
             Тема зеленого благоустройства почти всегда безоговорочно поддерживается жителями дома. Поэтому в своих материалах я многократно повторяю, как важно наладить эффективное сотрудничество с теми внутридомовыми активистами, которые готовы во всем этом участвовать.
Чаще всего заниматься озеленением двора любят жители, которым за 50. Раньше у них была дача, но теперь здоровья и ресурсов на дачную жизнь у них нет, а потому их дача — это их двор. Такие жители будут лучшими друзьями управляющей организации в вопросах зеленого благоустройства. Они подскажут, что и где посадить и сами будут ухаживать за посадками. Поэтому управляющая организация, планируя озеленение двора, всегда должна продумывать все варианты сотрудничества с жителями.

             Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
             https://pavelkuznetzov.ru/