АСУ "Жилищный стандарт"Готовимся к Новому году: рекомендации для УК и ТСЖ по организации работы в праздники

Готовимся к Новому году: рекомендации для УК и ТСЖ по организации работы в праздники

             

 

             Наступление Нового года – это не только праздник, но и дополнительные хлопоты для управляющей домом организации. В этот период большинство жителей находится дома, что создает повышенные нагрузки на работу внутридомовых инженерных систем и коммуникаций. Возрастает риск аварий и конфликтов.

 

             Организационные и технические вопросы

           

             Процесс управления многоквартирным домом носит непрерывный характер, а факт праздников не отменяет (как минимум, в теории) работу управляющей организации как предприятия непрерывного цикла.

Работа аварийно-диспетчерской службы   дома осуществляется круглосуточно (п. 12 Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, далее – Порядок № 416).

             Тайминг работы АДС в праздники остается неизменным:

— ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу в течение не более 5 минут (а если ответить не получилось, то перезвонить нужно в течение 10 минут после первоначального звонка);

— локализация аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение 30 минут с момента регистрации заявки (в большинстве случаев локализация предполагает перекрытие воды);

— ликвидация засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение 2 часов с момента регистрации заявки;

— ликвидация засоров мусоропроводов внутри многоквартирных домов в течение 2 часов с момента регистрации заявки, но не ранее 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приеме заявок;

— устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения.

— выполнение заявок об устранении мелких неисправностей и повреждений осуществляется в круглосуточном режиме (п. 13 Порядка № 416).

             Основные аварии в праздники:

— остановки и поломки лифтов;

— забитая канализация;

— поломанные доводчики на дверях (особенно в мороз, когда некоторые жители стремятся «поднажать»);

— сорванные компенсаторы на полотенцесушитель (чаще всего это происходит ночью, при перепаде температур и давления).

             Большинство аварий происходит именно в праздники, то есть тогда, когда все дома. Жители активнее пользуются лифтом, коммунальными услугами, тем самым создавая дополнительную нагрузку на элементы общего имущества. Активное использование само по себе не является проблемой, однако зачастую эксплуатация сопровождается актами вандализма и хулиганства, т.е. намеренной порчи общего имущества. Кроме того, могут быть проблемы с внешними сетями (особенно при точечной застройке), которые не обеспечивают нужного приема сточных вод.

             Меж тем, число сотрудников внутри управляющей организации в праздники существенно меньше, чем в рабочие дни. Чтобы обеспечить оперативное решение вопросов и проблем необходимо оставить или дежурного сотрудника или аварийную бригаду сотрудников (если в управлении группа домов). Они будут обеспечивать оперативное реагирование на звонки и аварийные ситуации в нерабочие дни, делать локализацию любой аварийности, которая может быть критичной. График дежурств сотрудников составляется заблаговременно.

 

             Эстетические и массовые решения

             УК и ТСЖ следует помнить, что Новый год – это не только рост аварийности и дополнительные сложности с эксплуатацией, но еще и праздник. Поэтому накануне нерабочих дней целесообразно реализовать ряд эстетических решений по украшению дома. На входные группы можно разместить новогодние гирлянды и запитать их от внутридомовой системы энергоснабжения дома. Помимо гирлянд можно установить светящиеся снежинки, сосульки или иную иллюминацию.

             Часть эстетических решений может быть не связана с электричеством, но предполагать размещение бюджетной новогодней мишуры. Иногда проблематично подключать сами гирлянды (если нет электрической подводки) и тогда также «спасает» мишура, которая к тому же, дешевле.

             Хорошей практикой является проведение новогоднего представления во дворе дома. Формально у управляющей организации такой прямой обязанности нет. Однако многие УК и ТСЖ организуют новогоднюю елку во дворе дома, приглашают на нее Деда Мороза и Снегурочку. Для управляющей организации это дополнительное паблисити, а также инструмент формирования лояльности со стороны жителей.

             Безусловно, ковидные зимы 2020 и 2021 годов накладывают свои ограничения на проведение подобных ивентов, однако новогодние елки проводятся на свежем воздухе и, при соблюдении минимальных требований по дистанцированию, прямого запрета на организацию праздников для детей нет (хотя нелишне свериться по запретам с региональным актом правительства о режиме повышенной готовности).

 

             Информационные рекомендации

             Решая вопрос эксплуатации и планируя проведение праздника, не следует забывать об информационном сопровождении. Новый год – это не только праздник, но и время дополнительных травм и происшествий. Часто их виновником или сопутствующим фактором является алкоголь. УК и ТСЖ не являются воспитателем и у них нет задачи учить уму разуму взрослых людей. Но размещение предупреждающей травмы информации будет совершенно нелишней. Основные темы такого информирования следующие:

— запуск фейерверков (важно объяснить, что не стоит их пускать во дворе дома в непосредственной близости от окон; порыв ветра может перенаправить петарды на дом и от залпа салюта могут пострадать и взрослые, и дети);

— профилактика вандализма (вариантов сообщений тут много, это может быть и размещение объявления в лифте или на информационном стенде, а также рассылка по электронной почте, если она есть);

— режим работы аварийной службы дома в праздники (жителей нужно уверить в том, что УК и ТСЖ всегда «на посту», но злоупотреблять правом на обращение в аварийную службу в нерабочие дни – не стоит; на этом основании можно призывать жителей к тому, чтобы в праздники вести себя безопасно и без аварий; это позволит обращаться в АДС только в самых крайних случаях).

             Наконец, одна из самых важных тем – это поздравление жителей с наступающим Новым годом. Это можно сделать несколькими путям:

— разместить информациюв квитанциях за декабрь 2021 года (обычно их выставляют в конце декабря);

— вывесить поздравление в офисе УК или ТСЖ, а также в местах общего пользования (лифты, информационные стенды и пр.).

             Можно подойти к этому вопросу творчески и сделать действительно оригинальное и необычное поздравление. Например, если в доме живет много национальностей, то нелишним будет поздравить их на национальных языках: поздравьте татар словами «Яна ел белэн!», украинцев «ЗНовим роком», а иудеев «Рош ха-Шана!». Это добавит уважения к УК или ТСЖ со стороны нацменьшинств.

             Перед Новым годом у УК и ТСЖ много работы и важно до нерабочих дней выполнить все задачи и по эксплуатации, и по развлекательным мероприятиям.

 

             Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/