АСУ "Жилищный стандарт"Применение повышающих коэффициентов управляющей организацией в расчетах с потребителями

Применение повышающих коэффициентов управляющей организацией в расчетах с потребителями

      Применение повышающих коэффициентов управляющей организацией в  расчетах с потребителями

      С 2017 года допускается применение повышающих коэффициентов при предоставлении коммунальных услуг. Такие коэффициенты являются штрафом для потребителя за осуществление им действий, которые запрещены. Размеры штрафных санкций различаются и зависят от условной «тяжести» поступка. Разбираем вопрос в материале.

 

      Цели повышающих коэффициентов

      Последние 10 лет государство реализует политику максимального оприборивания всех энергетических ресурсов. Все это время законодательство по безучетному потреблению планомерно ужесточалось с одной целью: приучить потребителя платить за то, что он реально потребил.

      На первом этапе (с 2011 года) было введена обязательная установка счетчиков на все коммунальные ресурсы и получаемые коммунальные услуги. На втором этапе (с 2017 года) появились штрафные санкции для потребителей за незаконные действия с манипулированием цифрами по потреблению энергетических ресурсов или их прямым воровством.

      То есть, основная цель повышающих коэффициентов состоит не в том, чтобы как-то специально наказать потребителя, а в том, чтобы приучить его распрощаться с моделью поведения «у нас всего много» и «государство не обеднеет». За реальное потребление нужно оплачивать по факту.

      С другой стороны, введение повышающих коэффициентов позволило управляющим компаниям хотя бы как-то влиять на тех потребителей коммунальных услуг, которые пожелали продолжать вести себя недобросовестно в части коммерческого учета.

 

      Лица, имеющие право на применение повышающих коэффициентов

      Повышающие коэффициенты применяются в отношении коммунальных услуг. Деятельность по их предоставлению осуществляет исполнитель коммунальной услуги соответствующего вида.

      В базовой модели – это всегда управляющая организация или ТСЖ, которая в силу п. 1 ст. 161 ЖК РФ обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.

      Вместе с тем, в ст. 157.2 ЖК РФ предусмотрена ситуация, при которой предоставление коммунальных услуг осуществляет ресурсоснабжающая организация или региональный оператор по обращению с ТКО. Эти случаи:

— переход на прямые договоры по одной или нескольким коммунальным услугам;

— назначение временной управляющей организации по решению органа местного самоуправления, если способ управления не выбран или не реализован (п. 17 ст. 161 ЖК РФ);

— непосредственное управление (если в доме до 30 квартир).

      Если собственники находятся на прямых договорах с поставщиком ресурса только по одной коммунальной услуге (электроснабжение), а применить повышающий коэффициент нужно по другой коммунальной услуге (холодное водоснабжение), то обязанность по совершению данных действий лежит на управляющей домом организации, а не на РСО. Таким образом, лицами, имеющими право на применение повышающих коэффициентов, всегда является исполнитель коммунальной услуги, а им может быть как УК, так и РСО.

 

      Размеры повышающих коэффициентов

      Все размеры повышающих коэффициентов можно разбить на две группы.

      Первая группа случаев касается прямого мошенничества или воровства коммунальных услуг потребителем. Поэтому повышающий коэффициент здесь максимальный – 10. Эти случаи:

      А) несанкционированное вмешательство в работу прибора учета коммунальных услуг. Включает:

— нарушение целостности прибора учета, наличие механических повреждений, наличие непредусмотренных изготовителем отверстий или трещин, неплотное прилегание стекла индикатора;

— нарушение сохранности контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии;

— отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета (абз. 3-5 п. 81.10 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

      Б) несанкционированное подключение внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам. Включает:

— использование потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей (п. «Г» п. 115 Правил № 354);

— несанкционированное подключение внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (то есть, подключение в обход прибора учета коммунальных услуг) (пп. «В» п. 115 Правил № 354).

      Есть определенные проблемы с квалификацией того, что считать несанкционированным подключением. Например, если житель сделал теплые полы и запитал их от стояка подачи ГВС – это несанкционированное подключение. А вот если житель вынес отопление на балкон, то это может не быть лишь переустройством, но не несанкционированным подключением, поскольку оборудование может быть подключено не к внутридомовым инженерным системам, а к внутренним сетям потребителя. Конечная квалификация факта нарушения зависит от типа самого факта подключения.

      Вторая группа случаев касается нарушений коммерческого учета потребителем или создание помех в работе управляющей организации. Повышающий коэффициент здесь – 1,5. Эти случаи:

А) отсутствие прибора учета коммунальных услуг у потребителя при обязанности его установки. Касается холодной воды, горячей воды и электрической энергии. Коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет отсутствия технической возможности установки прибора учета. Также коэффициент не применяется, если обязанность устанавливать электросчетчик возложена законом на гарантирующего поставщика (абз. 2, 3 и 4 п. 42 Правил № 354);

Б) отсутствие приборов учета коммунальный ресурсов (электрической энергии, холодной воды и горячей воды) в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места. Таким образом, паркинг с машино-местами должен быть в обязательном порядке оприборен (п. 43 Правил № 354);

В) выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, либо истечения срока его эксплуатации или поверки (расчет с даты, когда наступили эти события, если дату установить невозможно,то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события (пп. «А» п. 59 Правил № 354); данный порядок не применяется к расчету платы за отопление, т.к. к отоплению повышающий коэффициент 1,5 не применяется;

Г) в случае недопуска исполнителя в помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки (начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, распределителям, до даты проведения проверки) (пп. «В» п. 59 Правил № 354).Причем исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц на основании акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (п. 56.1 и 85.3 Правил № 354). Такой порядок применяется спустя 3 месяца после составления этого акта. При этом данный порядок не применяется к расчету платы за отопление, к отоплению повышающий коэффициент 1,5 не применяется;

Д) в случае двукратного недопуска потребителем в занимаемое им помещение представителей гарантирующего поставщика для установки приборов учета (начиная с расчетного периода, когда гарантирующим поставщиком был составлен повторный акт о недопуске) (п. 60.3 Правил № 354);

Е) В случае составления исполнителем акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Это условие применяется если помещение не имеет приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, а в помещении временно проживают незарегистрированные лица (п. 56.1 и 85.3 Правил № 354).

Мы разобрали все возможные случаи применения повышающих коэффициентов по отношению к потребителю.

 

      Порядок применения повышающих коэффициентов

      Результатом применения повышающих коэффициентов является штрафная санкция, которая в ряде случаев сочетается с ограничением предоставления коммунальной услуги. Разберем эти случаи.

  1. В случае несанкционированного вмешательства в работу прибора учета коммунальных услуг исполнитель:

— обязан составить акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета;

— производит перерасчет платы потребителю за коммунальную услугу;

— направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.

Схема доначисления: норматив потребления коммунальной услуги * тариф * повышающий коэффициент 10 * 3 месяца * на число собственников помещения или постоянно и временно проживающих.

      Данный порядок расчета применяется к отоплению только в том случае, если в помещении установлены индивидуальные теплосчетчики.

      Стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией.

      2.В случае несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель:

— обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения;

— ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя (пп. «В» п. 115 Правил № 354);

— направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение;

— производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

      Схема доначисления 1: мощность несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – пропускная способность трубы) * круглосуточную работу за период, начиная с даты осуществления несанкционированного подключения (но не более чем за 3 месяца)* тариф за коммунальную услугу.

      Схема доначисления 2 (если нельзя установить мощность несанкционированно подключенного оборудования): норматив потребления соответствующих коммунальных услуг * круглосуточную работу за период, начиная с даты осуществления несанкционированного подключения (но не более чем за 3 месяца)* тариф за коммунальную услугу * повышающий коэффициент 10 * на число собственников помещения или постоянно и временно проживающих.

      В случае выявления несанкционированного подключения в нежилых помещениях – применяются расчетные способы без повышающих коэффициентов (т.е. расчет идет по сечению кабеля или диаметру пропускной способности трубы) (п. 62 Правил № 354).

  1. Все случаи нарушений коммерческого учета потребителем или создание помех в работе управляющей организации рассчитываются простым путем: норматив потребления коммунальной услуги * тариф * повышающий коэффициент 1,5 * на число собственников помещения или постоянно и временно проживающих.

      Итак, возможностей для применения повышающих коэффициентов управляющей организацией в расчетах с потребителями существующей практикой наработано достаточно. Безусловно, не все они удобны, например, применять норматив можно лишь спустя 3 месяца после составления акта о недопуске исполнителя, что крайне неудобно. Однако и у потребителя, и у исполнителя должно быть правильное понимание сути штрафов: их цель состоит исключительно в налаживании коммерческого учета, а не в стремлении наказать потребителя.

 

      Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/