АСУ "Жилищный стандарт"Ответы на обращения собственников: как защититься от недобросовестных жителей

Ответы на обращения собственников: как защититься от недобросовестных жителей

        Вопросы предоставления информации по запросам собственников часто вызывают много разногласий. Порой это связано с неуемным и неоправданным стремлением потребителя контролировать управляющую организацию путем необоснованного вмешательства в оперативно-хозяйственную и финансовую деятельность. В ситуации с «потребительским экстремизмом» многие собственники стремятся «замотать» управляющую организацию бесконечными запросами о предоставлении информации, обязанность раскрытия которой не следует из закона.

 

        Общие нормы о предоставлении информации: ГИС ЖКХ

 

        Ранее большой блок информации раскрывался на сайте «Реформа ЖКХ» https://www.reformagkh.ru/ на основе Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее – Стандарт № 731).

 

        На основании Постановления Правительства РФ от 29.07.2020 № 1136 Стандарт № 731 признан утратившим силу с 1 января 2021 года. Таким образом, обязанности раскрытия информации на сайте «Реформа ЖКХ» для управляющих организаций больше нет.

 

        Отказ от Стандарта № 731 был связан с тем, что вся информация стала раскрываться на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

 

        С 21.07.2014 № 263-ФЗ в ст. 161 ЖК РФ был введен пункт 10.1, который установил, что управляющая организация на базе сайта ГИС ЖКХ https://dom.gosuslugi.ru/ обязана:

— обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности;

— об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

-о порядке и об условиях оказания и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, об их стоимости;

— о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством их размещения в ГИС ЖКХ.

 

        Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХданной информации определен Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016.

 

        Дополнительные требования ЖК РФ и стандарты Правил № 416

 

        В дополнение к требованиям п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ в 2018 году был дополнен Порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее – Порядок № 416). Им было установлено, что если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать информацию путем размещения на постоянной основе:

а) на вывесках, расположенных у входа в представительство управляющей организации;

б) на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

в) на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации;

г) на сайте ГИС ЖКХ (п. 31 Порядка № 416).

 

        Блок этой информации, подлежащий раскрытию, носит общеорганизационный характер (название управляющей организации, часы ее работы, лицензия, образцы документов, тарифы и пр.). Однако в случае изменения указанная информация подлежит раскрытию в течение 3 рабочих дней со дня изменения путем актуализации сведений.

 

        В случае управления многоквартирным домом ТСЖ, информация раскрывается только на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на сайте ГИС ЖКХ (п. 32 Порядка № 416).

 

        Кроме того, применительно к ТСЖ, в законе есть ст. 143.1 ЖК РФ, которая устанавливает права членов ТСЖ и иных собственников (не являющихся членами ТСЖ) на ознакомление с рядом документов, в числе которых:

1) устав ТСЖ, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;

2) реестр членов ТСЖ;

3) бухгалтерская (финансовая) отчетность, сметы доходов и расходов ТСЖ на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);

4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ;

5) документы, подтверждающие права ТСЖ на имущество, отражаемое на его балансе;

6) протоколы общих собраний членов ТСЖ, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов ТСЖ, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;

9) иные предусмотренные ЖК РФ, уставом ТСЖ и решениями общего собрания членов ТСЖ внутренние документы.

 

        Отказываем потребителю в предоставлении информации: опыт судебной практики

 

        Очень часто потребитель (особенно недобросовестный, стремящийся своими действиями принести вред управляющей организации) понимает закон так, что управляющая организация или ТСЖ обязаны ему предоставлять в письменном виде заверенную копию любого документа, который он запросит. Особенно на эту мысль его наводит абстрактная формулировка из п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ про предоставление сведений об «основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности».

 

        Здесь в своей работе мы должны исходить из следующего:

 

  1. «Обеспечить свободный доступ к информации» или «имеют право ознакомиться со следующими документами» – не равняется обязанности предоставления заверенных копий (или любых иных копий документов).

 

        Ранее в п. 17 Стандарта № 731 была норма о том, что если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, то управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация. Правомерность этой позиции подтвердил в своем решении Верховный Суд РФ от 12.04.2017 г. по делу № АКПИ17-80.

 

        Похожий вывод приведен в решении Алатырского районного суда Чувашской Республики от 21.01.2020 г. по делу № 2-22/2020 делается вывод о том, что обязанности раскрывать и представлять запрошенную истцом информацию, кроме той, которая была раскрыта в установленном порядке, действующее законодательство не предусматривает.

 

        Требование о предоставлении информации должно быть выполнимо. Например, в одном из домов житель в суде требовал от ТСЖ раскрывать информацию на вывеске возле офиса ТСЖ. Поскольку офис у ТСЖ отсутствовал (по причине отсутствия денежных средств на его содержание), а судебное решение должно быть исполнимым, суд отказал истцу в удовлетворении его требований (решение Камышинского городского суда Волгоградского области от 03.12.2014 г. по делу № 2-2496/2014).

 

  1. Запрет на вмешательство в операционную и хозяйственную деятельность.

 

        Управляющая организация или ТСЖ – это юридические лица, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства. Состав информации, подлежащий раскрытию, прямо установлен в законе. Ни на одно из этих видов юридических лиц не может быть принудительно возложена обязанность отчитываться за каждую конкретную финансовую операцию, направленную на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Управляющая организация – это коммерческая организация, которая занимается бизнесом. А внутри ТСЖ вопросы контроля отнесены на ревизионную комиссию, работающую в рамках полномочий в соответствии со ст. 150 ЖК РФ и уставом.

 

        Такой подход в работе с обращениями подтверждается судебной практикой.

 

        Например, в одном из домов житель в суде требовал от ТСЖ предоставить ему все договоры за последние три года, а также первичную финансовую документацию. Суд отказал на том основании, что:

— нормы ЖК РФ не предусматривают обязанности ТСЖ по предоставлению для непосредственного ознакомления заявителем с документами операционно-хозяйственной деятельности;

— права истцов на обеспечение доступа к информации не нарушены, так как все истребуемые истцами документы не относятся к документам, которые ответчик обязан предоставлять для ознакомления, поскольку они не отнесены к бухгалтерской (финансовой) отчетности (решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 15.02.2019 г. по делу №2-517/2019).

 

        В другом решении суд указал, что требования к ЖСК о выдаче договора, заключенного с адвокатом, документы по поводу строительства дополнительного жилого дома рядом с домом ЖК и платежных документов об оплате работ, и др. не относятся к документам финансовой деятельности кооператива, с которыми истец, как собственник жилого помещения, имеет право ознакомиться в соответствии с требованиями ст.143.1 ЖК РФ. Кроме того, суд делает вывод о том, что право на получение информации о деятельности товарищества не возлагает на ТСЖ обязанности по предоставлению собственнику копий документов (решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05.06.2018 г. по делу № 2-1859/2018).

 

  1. Соблюдение сроков ответа на запросы.

 

        Для лиц, которые не являются собственниками помещений в многоквартирном доме – срок ответа на запрос составляет 30 календарных дней со дня регистрации запроса (обращения) (с правом продления ответа на запрос на такой же срок по уважительной причине) (п. 37 Порядка № 416).

 

        Для собственников или пользователя помещения в многоквартирном доме стандартный срок ответа – не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения) (п. 36 Порядка № 416).

 

        Ряд сведений раскрывается в срок от 1 до 3 дней, однако если эта информация ранее была раскрыта в установленном порядке, необходимо лишь следить за ее актуальностью и подсказывать заявителям, где они с ней могут ознакомиться самостоятельно(п. 34 Порядка № 416).

 

        Если заявителем не указано, как именно он хочет получить ответ, рекомендуется отправлять ответ заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы в дальнейшем избежать споров по факту и срокам ответа (хотя есть норма о том, что официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное). Кроме того, ответ на запрос может быть направлен на электронную почту заявителя, через ГИС ЖКХ, а также с нарочным самому собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме (либо через консьержа, если он есть) (п. 35 Порядка № 416).

 

        Любая управляющая домом организация должна быть заинтересована в раскрытии информации. Тогда споров с собственниками (опасающимися какого-либо утаивания) будет меньше. Но от недобросовестных собственников управляющая домом организация также должна быть защищена всеми способами, которые установлены в законе.

 

        Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/