АСУ "Жилищный стандарт"Сходство и различие между ОДН и СОИД

Сходство и различие между ОДН и СОИД

В жилищно-коммунальном хозяйстве постоянно принимаются новые законы, водятся новые рекомендации, требования, а также вносятся изменения в правила и нормы эксплуатации жилого фонда.

Несколько лет назад, а именно, с 1 января 2017 года, согласно изменениям в законодательстве, вступила в силу новая система расчётов за общедомовые нужды.

В платёжных квитанциях появились новые платежи и наряду с ОДН, а это платёж за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, появился СОИД – платёж за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества дома. И конечно, для большинства жителей этот новый вид платежа создаёт определенные неудобства, путаницу в понятиях и произошедших изменениях. И жители законно задают вопросы жилищникам, зачем нужно было вносить изменения в порядок оплаты за имущество общего пользования?

Жилой многоквартирный дом является потребителем коммунальных услуг. Тепло, вода, канализация, газ – всё это необходимо для полноценной и комфортной жизни в доме. Эти ресурсы нужны не только для жителей, но и для содержания, эксплуатации и обслуживания всего жилого дома, они требуются и расходуются так же, как для квартир, но идут на общедомовые нужды помещений дома. В жилых домах имеются самые разные, как технические, так и бытовые и технологические помещения и это всё так называемое общедомовое имущество. И в этой связи, потребление ресурсов в жилом доме идёт не только на создание комфортных условий для проживания жителей, но и для эксплуатации и содержания в технически исправном состоянии помещений и оборудования, расположенных в местах общего пользования и в специальных технических помещениях. Например, в жилом доме, общедомовое помещение необходимо для всех жителей подъезда, чтобы попасть в свою квартиру, и оно должно содержаться в чистоте и порядке, в подъезде должно быть светло и тепло, и подъезд ещё, в данном случае, носит и нагрузку технического характера: в нём располагается электрощитовая с всевозможными коммуникациями для технического подключения квартир к электроэнергии, интернету, антеннам телевидения. И конечно, места общего пользования, потребляя определённые ресурсы, требуют своевременной оплаты, так же, как и квартира. Оплата за эти ресурсы входит в расходы жителей за содержание общедомовой собственности. Жители дома порой не замечают, что в подъезде зимой горячие батареи, а свет круглосуточно освещает лестничную площадку у дверей лифта, летом у дома растут цветы, зелёные деревья и кустарники, а все потому, что рано утром дворник поливает их водой и ухаживает за ними. Во за все эти ресурсы, потребляемые домом на содержание общедомового имущества, и приходится ежемесячно платить ресурсоснабжающим организациям, а управляющим компаниям возмещать расходы, потраченные на эксплуатацию и содержание имущества.

До 1 января 2017 года все эти траты на общедомовые нужды, так называемые ОДН, входили в состав платы за содержание и ремонт помещений, оплачивались одной строкой и относились к коммунальным услугам. В связи с изменениями, внесёнными в законодательство, появилось так называемое «СОИД» – содержание общего имущества дома. СОИД обеспечивает оплату расходов коммунальных ресурсов на общедомовое имущество, которое не относятся к квартирам жильцов. То есть, по сути, это те же самые общедомовые нужды или ОДН. В состав услуг по содержанию имущества многоквартирного жилого дома входят услуги по содержанию технических подвалов, этажей, колясочных, лифтов, подъездов, крыш и т.п. Оплату за коммунальные ресурсы на СОИД начисляет управляющая организация отдельной строкой в квитанции за содержание жилого помещения. Законодатели не случайно внесли изменения в закон, а приняли такое решение и законодательно его закрепили с целью мотивации жителей к бережному отношению к энергоресурсам, а также активизации жителей и жилищных организаций по усилению учёта и контроля за их расходованием в жилом доме. Одним из главных моментов данного изменения является то, что управляющие компании и ТСЖ не могут распределять на собственные расходы, превышающий установленный нормативный размер общедомовых нужд по многоквартирному жилому дому. В этой связи, согласно изменениям, внесённым в закон, нецелевое использование ресурсов в жилых домах станет обременением для самих управляющих организаций, и это должно их побуждать на более тщательный контроль за расходом энергоресурсов, бороться с нецелевым их использованием и воровством.

Введение таких новых правил начисления за общедомовые нужды было вызвано ещё и необходимостью проведения расчётов с учетом фактического объёма потребления ресурсов.

Законодатели и специалисты жилищной сферы считают, что такие изменения, связанные с перевод коммунальной услуги в жилищную, позволит управляющим компаниям и ТСЖ более прозрачно и ответственно начислять коммунальный платёж за ресурсы, расходуемые на нужды многоквартирных жилых домов.

Как же рассчитываются платежи на общедомовые нужды?

Теперь все расходы, включенные в квитанцию отдельной строкой в виде «ОДН», то есть на общедомовые нужды, отменены.

К общедомовому же имуществу, согласно закону, относятся помещения, которые не являются частями квартир и служат для общего пользования. Это крыши, лестничные площадки, коридоры, технические этажи лифтовые шахты и лифты, подвалы и чердаки, в которых размещено инженерно-техническое оборудование для дома. Земельный участок, на котором расположено благоустройство, детская площадка дома и построен сам дом, также относится к общедомовому имуществу.

Коммунальные платежи для занесения в счёт-фактуру рассчитываются исходя из показаний общедомовых приборов учёта тепла, воды и электроэнергии. Управляющая компания при расчёте СОИД должна руководствоваться порядком расчёта, установленным Постановлением Правительства РФ 354. Расчётная величина СОИД, как услуга по содержанию общего имущества, напрямую зависит от площади помещения.

За неправильные расчёты ежемесячной платы и за некачественное предоставление услуг или завышение оплаты при расчёте управляющая компания обязана будет заплатить неустойку потребителям ЖКУ.

В случае такого ошибки управляющая компания или ТСЖ могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения, которые привели к увеличению размера квартплаты для собственников. А штрафные санкции за такие нарушения жилищники будут в обязательном порядке платить потребителям коммунальных услуг, то есть собственникам жилья.

За последнее время в жилищно-коммунальном хозяйстве принимаются всевозможные меры направленные на повышение эффективности управления жилищной сферой. И эти меры уже дают определённый результат и, в связи с этим, управляющие организации и ТСЖ идут по пути повышения эффективности управления своей деятельностью. Так, например, устанавливают общедомовые приборы учёта, разрабатывают и внедряют энергосберегающие мероприятия, которые позволяют производить в одно и тоже время, удаленное снятие показаний и выявлять всевозможные нарушения и воровство. С целью более эффективной реализации вышеуказанной задачи, управляющие компании совместно с жителями принимают всё больше и больше решений об установке счётчиков с автоматической передачей данных с приборов учёта. Такие счётчики помогают оперативно и без ошибок удаленно снимать данные с приборов учёта всех жильцов многоквартирных жилых домов. Положительный момент здесь в том, что показания дистанционно поступают сразу же на компьютер расчётного центра управляющей компании или ТСЖ. Если на прибор учёта, например, электроэнергии оказывается какое-то воздействие, к примеру, магнитом, то это также мгновенно передаётся, что позволяет работникам ответственным за данный вопрос с выходом на место разобраться и принять необходимые меры.

Многие жилищные организации, обслуживающие жилой фонд, уже оценили полезность внедрения такой автоматизированной системы. Её преимущество и достоинство в том, что она сказывается на экономии времени работников при снятии показаний с приборов учёта и их передачу, да ещё и исключается воровство, а в конечном итоге это отражается на снижении размеров оплаты на общедомовые нужды для жителей дома.

Конечно, для многих жителей, собственников многоквартирного жилого дома, расшифровки статей начислений являются непонятным и сложным делом. Чтобы разобраться в вопросе, за что житель платит, нужно рассмотреть все расчёты и показатели в квитанции и потратить на это личное время. К сожалению, не все управляющие компании и работники ТСЖ с удовольствием помогают жителям разобраться в этих начислениях и не всегда дают открытую информацию о структуре платежей, а в конечном итоге – это сказывается на своевременной оплате коммунальных услуг, на повышении процента должников по квартплате.

А, как известно, низкий сбор квартплаты влияет на всю деятельность управляющей компании или ТСЖ, а также становится серьёзной проблемой по решению задач своевременной и качественной эксплуатации, содержания жилого дома, его безаварийной работы.

Порядок в доме – критерий экономический: больше порядка – меньше затрат.

Следите за публикациями в нашей информационной рубрике и будите в курсе важных вопросов в жилищной сфере.

Автор: Владимир Иванович Андреев, эксперт в ЖКХ с многолетним опытом, инициатор социально-ориентированного проекта «Живи Как Хозяин»