Современные способы коммуникации УК и жителей
В целях создания условий для эффективного диалога жителей с управляющими компаниями и ТСЖ, в жилищном хозяйстве всё больше и больше внедряются современные технологии.
В настоящее время российский рынок ЖКХ, наряду со многими другими сферами, вступил в эпоху цифровой трансформации. Новые технологии, автоматизация помогают прежде всего оптимизировать процессы управления с целью снижения потерь и накладных расходов в тарифах, сокращение дебиторской задолженности и повышение качества сервисных услуг в целом.
Одним из инициаторов цифровизации ЖКХ выступил Минстрой России. Согласно его планам, на цифровизацию ЖКХ предполагается потратить 375 млрд руб. С целью исполнения данной инициативы, ресурсоснабжающие организации (РСО) и управляющие компании будут внедрять в свою инфраструктуру измерительные приборы, датчики показаний. Помимо проекта «Цифровая инфраструктура ЖКХ» (он подразумевает, что данные о состоянии освещения, водо- и теплоснабжения будут передаваться в единую государственную информационную систему при помощи «умных» приборов учёта), в паспорт стратегии цифровой трансформации строительной отрасли «Строительство, городское хозяйство и ЖКХ» вошли ещё три проекта: «Решаем вместе» (проект представляет технологию учёта общественного мнения для определения приоритета развития объектов городского хозяйства), «Строим в один клик» (по сути, это система электронного документооборота между девелоперами и Минстроем РФ) и «Новый умный дом».
В этой связи, необходимо отметить, что согласно всё той же стратегии развития отрасли в России могут появиться региональные операторы по управлению жильём, которые будут выбирать УК на основе рыночных процедур. По мнению профессионалов, региональные операторы будут заинтересованы в цифровизации куда меньше, чем рыночные УК, так что процесс может затормозиться.
Ещё одно, крайне важное, направление развития цифровизации – это внедрение комплексных решений для коммуникации управляющих компаний и жителей. Задача эта очень важная и своевременная. Сегодня в одной только Москве работает 611 управляющих компаний. И не секрет, что ведущую роль в цифровизации жилищно-коммунального хозяйства играют именно УК. Использование жителями сайтов и приложений – для оплаты услуг или предоставления показаний приборов учёта – позволяет сообщать всю информацию о домовладельцах, включая социальное-демографические характеристики. Мобильные решения для коммуникации УК и жителей становится приоритетными, и супераппы – многофункциональные приложения – являются частью цифровой экосистемы и полностью меняют пользовательский опыт. К примеру, одна из основных проблем УК – приём и обработка заявок жильцов. Из-за ручной обработки возникают сложности с анализом, зачастую заявки теряются, ответы на поступающие запросы приходят слишком поздно. Использование супераппов однозначно повышает как эффективность работы отдельных сотрудников УК, так и качество управления жилым фондом: работая с супераппами, управляющие компании способны быстрее обработать заявки, выстроить быструю и надёжную коммуникацию и автоматизировать большинство действий, что, конечно же, помогает завоевать лояльность жителей. С помощью супераппов можно и очень успешно решать и проблему должников. Жители могут отправлять показания счётчиков, оплачивать счета через Приложения.
Последняя функция очень важна для уменьшения числа должников, которые являются ещё одной серьезной проблемой для УК. По данным Росстата, долги россиян по ЖКХ около 500 млрд. руб. – это своеобразный «антирекорд» прошлых лет. Особенно чувствительным этот вопрос становится, если УК является посредником между жителями и ресурсоснабжающими организациями. Например, суммарный долг 10 крупнейших управляющих компаний Москвы за отопление и горячую воду в конце 2022 года составил 1,4 млрд. руб., а в этих компаниях 472 многоквартирных дома. Впрочем, как утверждают ресурсоснабжающие организации, жители домов оплачивают полученные услуги по квитанции. Однако, эти деньги аккумулируют у себя на счетах управляющие компании, расходуя их на погашение старых долгов по решению суда. Мобильное приложение оптимизирует процесс оплаты: в приложении есть все виды онлайн — платежей. Также, есть варианты «давления» на должников: компании могут отправлять СМС-уведомления и вводить персональные ограничения.
Ещё один плюс в том, что с их помощью можно проводить общие собрания собственников (ОСС) в онлайн-режиме: УК организует собрания через CRM-систему, указывая его повестку и вопросы для голосования, а все полученные в ходе OCC голоса распределяются автоматически с учётом законодательных норм.
Словом, мобильные приложения рассматриваются как принципиально новый уровень сервиса, являясь дополнительным инструментом эффективного и транспарентного менеджмента.
В этой связи, особая роль отводится искусственному интеллекту и прочим решениям, на которые в стратегии развития строительный отрасли сделана определённая ставка и это может дать очень много полезного управляющим компаниям, ТСЖ и их клиентам. Искусственный интеллект – крайне важная часть цифровой экосистемы. «Умные» датчики могут отслеживать любые изменения в пределах объекта и оптимизировать затраты на его содержание, включая отопление, освещение и водоснабжение. На сегодняшний день затраты на приобретение технологий для дома относительно высоки, но при дальнейшем распространении технологии и новых технических решений выгода в виде экономии может появиться за счёт масштабов. На основе данных нейросетей можно получать рекомендации о необходимости ремонта помещений или коммуникаций, оптимизировать расходы по коммунальным платежам и даже, как заявляет Минстрой, уже имеется возможность регулировать подачу тепла в зависимости от температуры внутри зданий. Кроме того, они помогают предсказывать проблемы до того, как они произойдут и позволяют, наряду с вероятностью ближайшего отключения электроэнергии, прогнозировать спрос на рынке недвижимости в целом. Компании, которые занимаются разработкой подобных решений, анализируют тенденции сделок в сфере недвижимости, демографическую информацию, результаты опросов и предлагают рыночные инсайты. Например, возможна организация работы с безличными данными, а услуги инвестиционного консультанта могут подсказывать время арендной платы или наиболее выгодные для вложения активы.
В целом, если подвести итог, технологический рынок движется в сторону создания цифровых экосистем, когда все необходимые функции доступны на одной платформе.
Благодаря цифровым решениям, бизнес получает эффективный инструмент взаимодействия с клиентами, жителями на всех этапах жизненного цикла здания – от создания витрины доступных объектов в новостройках до работы с сообществом жильцов через цифровую платформу, а жильцы – получают цифровых помощников, которые решают если не все, то большинство бытовых вопросов.
Автор: Владимир Иванович Андреев, эксперт в ЖКХ с многолетним опытом, инициатор социально-ориентированного проекта «Живи Как Хозяин»