АСУ "Жилищный стандарт"Современные способы коммуникации УК и жителей

Современные способы коммуникации УК и жителей

В жилищно-коммунальном хозяйстве одним из главных показателей эффективной работы по оказанию услуг обслуживающими организациями становиться внедрение цифровизации и автоматизации.

Такая деятельность способствует развитию коммуникации с жителями многоквартирных жилых домов на основе их вовлечения в процесс управления жилым фондом. Для реализации данной задачи и в целях создания условий для эффективного диалога жителей с управляющими компаниями и ТСЖ в ЖКХ всё больше и больше внедряются современные технологии.

Автоматизация в жилищно-коммунальном хозяйстве помогает максимально уменьшить потери и оптимизировать накладные расходы в тарифах за ЖКУ. Внедрение цифровых технологий способствует ещё и уменьшению дебиторской задолженности, а это значит и улучшению финансовой стабильности жилищной организации. Естественно, здесь появляется и дополнительная возможность по выполнению всевозможных работ по наведению порядка в доме и обеспечению комфорта для проживания жителей.

В решении данной задачи, главным локомотивом вышеуказанных внедрений является Минстрой России при активной поддержке его инициативы жилищными организациями во всех регионах страны и жителям. Такой неординарный, совместный подход по решению непростых задач, является очень важным моментом для организации эффективной работы по внедрению нововведений.

Планы Минстроя РФ по развитию данного направления в отрасли очень большие. Так на цели внедрения цифровизации в ЖКХ предполагается выделить более 370 млрд. рублей. Для освоения таких огромных средств необходим грамотный подход, правильное планирование и выверенные организационные решения для достижения положительных результатов.

Реализуя данную программу, управляющие компании и ресурсоснабжающие организации (РСО) намерены эффективно развивать и внедрять в свою производственную инфраструктуру различные измерительные приборы, датчики, и другое разнообразное оборудование. Вся эта работа уже проводиться в рамках проекта «Цифровая инфраструктура ЖКХ», который предусматривает использование умных приборов и оборудования инженерных систем многоквартирного дома для передачи, и обработки всевозможной технической и технологической информации в единую государственную информационную систему.

Наряду с внедрением вышеуказанного проекта Минстроем разработан ещё и паспорт по стратегии развития цифровой трансформации строительной отрасли «Строительство, городское хозяйство и ЖКХ», в который включены ещё несколько проектов. Такие как: «Строим в один клик», «Решаем вместе» и «Новый умный дом». Новая стратегия развития жилищно-коммунальной сферы открывает большие возможности в различных направлениях, и в этой связи в нашей стране могут быть созданы специальные региональные операторы по управлению жильём, которые будут, подбирать и выбирать УК на основе прозрачных и рыночных процедур. Но пока, этот вопрос открытый, так как есть в этом деле много спорных моментов и по мнению большинства экспертов регоператоры будут заинтересованы во внедрении новых технологий и цифровизации намного меньше, чем управляющие компании, которые оказывают услуги жителям в более рыночных условиях. Поэтому процесс по внедрению новаторских идей Минстроя в жизнь может немного затормозится.

Ещё одно, крайне важное, направление развития цифровизации и автоматизации – это, конечно же, внедрение комплексных решений для коммуникации управляющих компаний и жителей по их вовлечению в процесс управления жилым фондом. Эта задача всегда была для жилищной сферы очень актуальной и важной темой, а на современном этапе новых технологических решений и подходов, она особенно востребована, так как запросы жителей на качественные услуги постоянно растут и, к сожалению, жалоб меньше не становится.

Конечно, реализуя проекты, основная роль по их воплощению в жизнь отводится, в первую очередь, управляющим компаниям.

Необходимо отметить, что в последнее время жители стали более активно пользоваться информационными технологиями и возможностями, которые появились для решения вопросов, используя современные коммуникации в работе с управляющими компаниями. Так, применяя мобильные приложения, многие жители решают свои проблемы и вопросы, не выходя из дома, а пользуюсь своим компьютером или смартфоном. Многие жители уже оценили прекрасную возможность передавать показания счётчиков, заявки на устранение тех или иных неполадок через мобильное приложение или сайт управляющей компании. Также, один из главных вопросов, который решают жители с помощью интернета – это оперативная и удобная возможность своевременно оплачивать жилищно-коммунальные услуги.

Теперь не нужно ходить на почту и часами стоять в очереди, чтобы оплатить или погасить долг. Управляющие компании также имеют много положительных моментов от взаимовыгодной работы: им стало удобно общаться с жителями, контролировать поступление платежей, регистрировать поступающие заявки, жалобы и своевременно на них отвечать. Всё это ,в конечном итоге, сказывается на совершенствовании всей организационной работы в жилищном хозяйстве.

Всевозможные мобильные приложения для коммуникации жителей с управляющей компанией становятся главными приоритетами во всей их деятельности, и основополагающей частью цифровой экосистемы, которая на корню меняет пользовательский, практический опыт по их применению.

В жилищной сфере, основной задачей которой является оказание качественных услуг жителям, до настоящего времени всё ещё остаётся проблемой наличие обоснованных жалоб жителей, несвоевременное выполнение заявок, слабый контроль за их исполнением. Такая ситуация имеет место по разным причинам, но одна из причин это то, что в жилищном хозяйстве всё ещё много ручной обработки данных, а в связи с этим возникают сложности с мониторингом и анализом деятельности управляющей компании по работе с обращениями жителей. Зачастую, заявки и жалобы жителей рассматриваются и исполняются с нарушением закона, имеют место случаи, когда они просто теряются, а ответы не даются или даются с большим опозданием. И, в этой связи, у жителей многоквартирных жилых домов возникает много вопросов по эффективности работы управляющих компаний, по профессиональной подготовке их специалистов и соответствии необходимой компетенции для оказания должных услуг населению.

Использование новых технических решений, инноваций в жилищной сфере, однозначно, повышает качество работы, как отдельных сотрудников УК, так и общую культуру и уровень управления жилым фондом. Работая с применением цифровых нововведений, управляющие компании способны быстрее обрабатывать заявки, выстраивать быструю и надёжную коммуникацию и автоматизировать большинство действий, что, конечно, помогает завоевать лояльность жителей и их вовлечение в управление жилым фондом.

С помощью всевозможных мобильных приложений можно и очень успешно решать и проблему по взысканию долгов со злостных неплательщиков за оказанные ЖКУ. Организация такой работы в жилищном хозяйстве очень важна для уменьшения числа должников, которые являются ещё одной серьезной проблемой для УК. Большие долги потребителей ЖКУ крайне негативно сказываются на всей деятельности жилищной сферы, на качестве, культуре обслуживания жителей и на таком важном вопросе, как подготовка жилого фонда к зиме. Особенно чувствительным этот вопрос становится, если УК является посредником между жителями и ресурсоснабжающими организациями.

Мобильное приложение способствует оптимизации процесса своевременной оплаты квартплаты, так как через приложения можно успешно осуществлять практически все виды платежей. Также есть и возможность общения с должниками, а у управляющей компании – оперативно отправлять уведомления и осуществлять персональные ограничения для злостных неплательщиков квартплаты.

Еще один плюс в том, что новые цифровые технологии позволяют организовать и проводить общие собрания собственников в дистанционным режиме. Возможности интернета позволяют УК организовать собрания, применяя CRM-систему. Она предоставляет возможность сформировать повестку, вопросы собрания и без ошибок подвести итоги голосования в автоматическом режиме с учётом законодательных норм.

В общем, мобильные приложения рассматриваются, как принципиально новый уровень качества предоставления услуг и являются эффективным инструментом в деле организации работы по управлению жилым домом и в целом жилищной сферой.

В стратегии развития жилищной отрасли большой упор делается на внедрение искусственного интеллекта и других всевозможным разработок и решений. И это делается не случайно, так как искусственный интеллект может дать очень много полезного, как управляющим компаниям, ТСЖ, так и, в первую очередь, потребителем услуг.

Искусственный интеллект – основополагающая и крайне важная часть цифровой системы. Применение в ЖКХ умных датчиков, которые позволяют отслеживать всевозможные изменения объекта и оптимизировать затраты на его эксплуатацию и содержание, включая и контроль расхода энергоресурсов таких как свет, вода, тепло. Конечно для внедрения новых технологических решений, всевозможных новаций требуются дополнительные средства и, надо сказать, немалые. На сегодняшний день конечно, затраты на приобретение технологий, материалов оборудования для дома относительно высоки, но при дальнейшем распространении технологий и новых технических решений выгода, в виде экономии, может появиться за счёт увеличения объёмов внедрения.

Информация и данные, полученные при использовании новых технологий, могут браться за основу для получения рекомендаций о необходимости текущего, капитального ремонта жилья или коммуникаций, а также сокращения расходов по коммунальным платежам. А ещё новые технологические решения, например, уже позволяют прогнозировать аварийные ситуации, анализировать спрос на рынке недвижимости и тенденцию демографического развития нашего общество.

В целом, если подвести аналитический итог, то следует сказать, что технологический рынок движется в сторону создания цифровых, автоматических и инновационных систем, когда все требуемые функции будут на одной платформе. С применением цифровых решений, конечно же, бизнес получает эффективный инструмент взаимодействия с потребителями жилищно-коммунальных услуг на всех этапах жизненного цикла жилого дома, здания, объекта – от создания картины доступных объектов в жилых комплексах, до работы с жителями любого дома через приложения в интернете. А жильцы – получают помощников, которые могут оказать содействие в решении если не всех, то точно, в большинстве жилищно-бытовых и технических вопросов.

Внедрение цифровизации в ЖКХ позволяет не только решению вопросов по наведению порядка в доме, но значительному улучшению всей деятельности в жилищной сфере по качеству и культуре обслуживания жителей.

Порядок в доме – критерий экономический: больше порядка – меньше затрат. И к этому мы должны стремиться в ЖКХ.

Следите за публикациями в нашей информационной рубрике и будете в курсе по многим важным вопросам ЖКХ.м

 

Автор: Владимир Иванович Андреев, эксперт в ЖКХ с многолетним опытом, инициатор социально-ориентированного проекта «Живи Как Хозяин»