АСУ "Жилищный стандарт"Когда и кого можно впускать в квартиру и кому жители могут отказывать?

Когда и кого можно впускать в квартиру и кому жители могут отказывать?

За последнее время участились случаи, когда от возмущенных жителей поступают жалобы в различные надзорные органы о фактах посещения квартир представителями различных ремонтных и эксплуатирующих организаций ЖКХ и неизвестных фирм, без предварительного согласования с владельцами квартир.

У жителей МКД возникает законный вопрос, почему это происходит и как долго это будет продолжаться? Чтоб разобраться в данном вопросе необходимо обратиться к букве закона и уточнить, когда и кого можно пускать, а кому жители имеют полное право отказать переступать порог квартиры собственника жилья?

Рабочие и специалисты жилищной сферы обслуживания имеют право получать доступ в квартиры жителей значительно чаще, чем это реально происходит.

Представители жилищных организаций, управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК имеют право и могут требовать допуска в квартиру не чаще одного раза в три месяца в случае плановых проверок – и это согласно закону.

Если случилась авария, то работники этих служб имеют право постучаться к вам в любое время.

В случае плановых проверок, посещение квартиры работниками коммунальных услуг должно быть оформлено по установленным правилам.

Так, например, минимум за две недели до визита они должны направить собственнику жилья извещение о плановой дате и времени проведения необходимых работ или проверки технического состояния оборудования или помещения. Бывает так, что жителя квартиры не устраивает предложенный вариант посещения, то он может предложить другую дату и время посещения в срок не позднее чем за два дня до даты проверки. Такое посещение квартиры собственников жилья жилищниками должно быть оформлено по правилам в соответствии с законом.

Но бывает так, что работники жилищных органов просто размещают объявления в подъезде и делают обход всех квартир подряд. К кому-то не могут попасть, пытаются дополнительно связаться и договориться о конкретном времени посещении квартиры. И, в этой связи возникает законный вопрос, а зачем вообще им нужно попасть в эти самые наши квартиры?

Конечно, ситуации бывают разные, например, это плановые осмотры внутриквартирного оборудования: стояков инженерного оборудования, запорной арматуры и так далее. Бывает так, например, что у одного из жильцов протекает запорный кран и сантехники должны проверить их во всех квартирах, чтобы аварийная ситуация снова не повторилась. В новостройках также нередко проверяют запорную арматуру, краны, установленные застройщиком, так как они могут быть низкого качества или просто плохо установлены. В такой ситуации специалисты управляющей компании могут попросить разрешение посетить квартиру, тем более если проблема возникла у соседей. Если у них холодные батареи, причина может быть в какой-то из соседних квартир, в чём и нужно разобраться.

Зачастую поводом посещения квартиры работниками ЖКХ является проверка показаний счётчиков. По закону такую проверку тоже можно проводить не чаще чем один раз в три месяца. Работники управляющей компании просто сверяют показания приборов учёта, чтобы удостовериться в том, что вы систематически передаёте актуальные цифры и не занижаете их. Заодно работник с жилконторы может понять, исправен ли ваш прибор. Бывает так, что если у водяного счётчика запотело защитное стекло, то это, конечно же, повод проверить его работоспособность.

В таких случаях работникам коммунальных служб обязательно нужно обеспечить доступ в квартиру, иначе рано или поздно это обернётся проблемами для жильца. В такой ситуации работники УК составляют акт о том, что доступ не предоставляется, и могут обратиться в суд для обеспечения такого доступа.

Жильцам квартир, в которые жители не обеспечивают доступ, жилищные органы могут ограничить подачу ресурсов жилищно-коммунальных услуг.

Бывают случаи, когда у газовщиков не доступа для осмотра внутриквартирного газового оборудования. В такой ситуации они имеют право даже перекрыть стояк – тогда у жителей появятся проблемы не только с газосварщиками, но и с соседями, оставшимся без газа.

Также вашу квартиру могут посетить для осмотра, например, если соседи заподозрили вас в незаконной перепланировке квартиры.

В данной ситуации, если житель не обеспечит доступ для проверки, то соседи имеют право написать заявление в Жилинспекцию, и тогда ведомство должно будет провести осмотр жилого помещения. Не впускать инспектора для проверки – это уже дополнительные проблемы для самого жителя квартиры, так как инспекторы тоже могут обратиться в суд, после чего прибегнут к помощи судебных приставов.

В этой связи необходимо сказать о важности активности жителей и их вовлеченности в процесс управления жилым домом. Решение данной задачи позволит и жителям, собственником жилья и работникам жилищного хозяйства построить взаимовыгодную работу в самом тесном, доверительном взаимодействии, при доброжелательной коммуникации между всеми собственниками жилья.

Атмосфера доброжелательности в жилом доме, добрососедства пойдёт всем на пользу в решении непростых жилищно-коммунальных вопросов и проблем. Развивать такое взаимодействие – задача не только жителей, но в первую очередь работников жилищной сферы. Жилищникам нужно всемерно оказывать содействие и помощь жителям в создании возможностей для наведения порядка в доме.

Порядок в доме – критерий экономический: больше порядка – меньше затрат.

Следите за публикациями в нашей информационной рубрике и будете в курсе по многим важным вопросам ЖКХ.

Автор: Владимир Иванович Андреев, эксперт в ЖКХ с многолетним опытом, инициатор социально-ориентированного проекта «Живи Как Хозяин»