АСУ "Жилищный стандарт"Долги за ЖКУ – проблема УК, ТСЖ и жителей.

Долги за ЖКУ – проблема УК, ТСЖ и жителей.

Своевременный сбор платежей за ЖКУ является одним из показателей эффективной работы УК, ТСЖ, ЖСК.

Как правило, у собственников жилья найдётся всегда масса причин своевременно не платить квартплату и накапливать задолженность по услугам ЖКХ. Оплата жилищно-коммунальных услуг, регулярная и своевременная, – это не только обязанность, но и долг, который должен выполняться в соответствии с законом. Обязанность по своевременной оплате за ЖКУ у жителя возникает с момента регистрации жилья, права собственности.

К сожалению, жители, собственники квартир не всегда ответственно подходят к вопросу своевременной оплаты за жильё, за оказанные коммунальные услуги. Конечно, причин бывает много, и они бывают разные. Иногда собственники накапливают кратковременную задолженность по причине того, что временно не проживали в помещении и не получали платёжные документы. Например, уезжали из города в командировку или на лечение. Есть и другого рода жители, которые систематически накапливают огромные суммы задолженности.

Есть жители, которые считают, что управляющая организация выполняет свои обязанности ненадлежащим образом, другим кажется, что природные ресурсы принадлежат всем гражданам на равных правах. Как говорят, сколько людей – столько и мнений и порой это неразрывно связано с вопросами жилищно-коммунального обслуживания.

В этой связи, в зависимости от того, к какой группе относится должник, жилищная организация может выбрать определенную форму работы по взысканию задолженности: информационно-разъяснительную, претензионно-исковую работу, ограничение предоставления коммунальных услуг или их приостановку.

Для того чтобы жители платили квартплату, необходимо иметь конкретный план мероприятий по улучшению данной работы. Один из способов по эффективной деятельности и организация работы с должниками это своевременная мотивация жильцов по оплате своих коммунальных услуг. То есть, жители должны знать, что несвоевременная оплата за предоставленные коммунальные услуги может нести определённые риски для собственника квартиры. Верным способом мотивировать жильцов на своевременную оплату квартплаты является начисление пеней. Начисляя проценты за несвоевременную плату коммунальных платежей, управляющая компания должна своевременно уведомлять в письменном виде. Жители или собственники жилья должны знать и об этом их нужно уведомлять своевременно, что оплата должна вноситься не позднее даты, указанной в договоре с управляющей компанией или ТСЖ. Бывает так, что дата конкретно не указана в договоре, то в данном случае квартплату нужно платить обязательно до 10 числа. Если всё же собственник квартиры допустил задолженность по квартплате и не может её своевременно оплатить, проблему можно решить путем подписания договора/соглашения о погашении задолженности. Договор заключается с управляющей компанией или ТСЖ. В таком случае, собственник квартиры погашает долг в соответствии с условиями договора, которые будут предложены управляющей компанией. Как правило, в договоре указывается сумма долга, срок оплаты задолженности и оговариваются условия при нарушении обязательств должника.

Но ситуации с должниками бывают разные, порой непредсказуемые, и не всегда разъяснительная работа приносит необходимый результат. В этом случае управляющей компании ничего не остаётся как подать на должника в суд. Но суд это крайний случай, конечно, лучше все вопросы с должниками решать методом убеждения и по возможности, оказывая им в этом вопросе содействие и помощь. В подобной ситуации необходимо учитывать те уважительные причины, которые есть у должника, а они могут быть самые разные – это задержка зарплаты или пенсии, тяжёлые материальное положение собственника, наличие в семье несовершеннолетних детей, инвалидов. И если у должника имеются такие причины, то в каждом случае нужно подходить индивидуально, каждый случай требует дополнительного изучения документальных подтверждений. Так как обращение в суд на должника с подобными причинами неуплаты больших результатов может и не дать, будет потеряно и вся подготовительная работа по подготовке материалов в суд результатов не принесёт, выиграть дело по взысканию задолженности непросто. Но если суд всё же встанет на сторону УК или ТСЖ, то в данном случае будет выдано решение суда или судебный приказ о взыскании задолженности. В данном случае, управляющая компания или ТСЖ вместе с судебным решением получит исполнительный лист и тогда жилищная организация может приступать к взысканию задолженностей. В данном случае УК или ТСЖ может приступить к исполнению судебного решения  следующими способами: направить исполнительный лист на взыскание в банк или сразу в службу судебных приставов.

Управляющая компания или ТСЖ должны предоставить исполнительный лист в банк, где открыт счёт должника по квартплате. Бывает такая ситуация, при которой неизвестен банк, в котором обслуживается должник, тогда исполнительный лист представляют в службу судебных приставов. Судебный пристав также может отправить исполнительный лист по месту работы должника или вправе арестовать его имущество. Судебный пристав имеет определенные рычаги воздействия на неплательщика квартплаты, например вправе запретить выезжать за границу при сумме долга свыше 30 000 рублей. Эта мера довольно эффективно работает с должниками, у которых есть средства, но нет желания платить.

Управляющая компания или ТСЖ имеет также дополнительные возможности повлиять на должника по квартплате и одна из них это ограничение или приостановка предоставления коммунальных услуг. Эта мера применяется к должнику коммунальных услуг, когда сумма долга превышает два или более периодов оплаты за ЖКУ.

Как правило, за имеющиеся долги по квартплате, управляющая компания или ТСЖ может ограничивать поставку следующих коммунальных услуг: подача горячего водоснабжения, подача электроэнергии, подача газоснабжения, услуга водоотведения. В этом случае, управляющая организация, в обязательном порядке, уведомляет должников дома в письменном виде об ограничении и приостановлении коммунальных услуг и вправе отключить некоторые из них в течение 20 дней с даты отправки уведомления. В данном случае жилищная организация должна сделать всё возможное, чтобы от санкций по ограничению коммунальных услуг, которые должны действовать на должника квартплаты, не повлияли и не нарушали права других жителей  многоквартирного дома, которые добросовестно и своевременно оплачивают все жилищно-коммунальные услуги.

Работать с должниками и повышать собираемость платежей можно с помощью программного обеспечения. Так, уменьшить дебиторскую задолженность можно с помощью различного программного обеспечения.

Существуют следующие эффективные методы работы с должниками:

1. Рассылка СМС и e-mail-сообщений. Жильцы будут в курсе наличия долга и сроков оплаты коммунальных услуг и возможно не накопят задолженности.

2. Обзвон должников с помощью голосовых сервисов. Такие сервисы автоматически осуществляют телефонные звонки потребителям услуг с напоминанием об оплате.

3. Автоматическая выборка из списка должников по критериям: по сумме долга, срокам долга, возникновения задолженности, по адресам, по услугам.

4. Использование чатов в мессенджерах для жителей. Жилищная организация может на постоянной основе вести чаты в мессенджерах. Системная работа с жителями, с оповещением о сроках оплаты коммунальных услуг, регулярное напоминание должникам о сроках оплаты, всегда даёт положительный результат по снижению задолженности.

5. Эффективное использование информационных стендов для объявлений с информацией о важности оплаты услуг ЖКХ в срок. На информационном стенде можно систематически вывешивать информацию о долге с просьбой об оплате коммунальных услуг. В данном случае рекомендуется постоянно развешивать специальные листовки, чтоб с их помощью жители дома получали информацию о том, как оплачивать коммунальные услуги через личный кабинет на сайте или мобильное приложение УК и не просрочить платежи.

Не все собственники жилых помещений – злостные должники. Есть те, кто занят или забывает об оплате услуг. Избежать подобных случаев поможет мобильное приложение УК, которое жителям можно установить на смартфоны. С помощью мобильного приложения управляющая компания сможет принимать показания счётчиков и оплату за коммунальные услуги. С его помощью управляющая компания примет как показания счётчиков, так и оплату за коммунальные услуги, а получая своевременно уведомления от УК, жители будут заранее знать сумму и сроки платежа, чтобы не допустить задолженности. Используйте различные методы в совокупности, чтобы повысить собираемость платежей и уменьшить количество должников. Хозяйское отношение к жилому дому, его имуществу, бережное отношение всех жителей к его содержанию – залог обеспечения комфортного проживания для жителей.

Порядок в доме – критерий экономический: больше порядка -меньше затрат.

Следите за публикациями в нашей информационной рубрике и будите в курсе важных вопросов в жилищной сфере.

Автор: Владимир Иванович Андреев, эксперт в ЖКХ с многолетним опытом, инициатор социально-ориентированного проекта «Живи Как Хозяин»