Долги за ЖКУ – проблема УК, ТСЖ и жителей.

Один из показателей эффективной работы управляющей компании – собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги. У собственников всегда найдутся причины накопления задолженности. Своевременная и полная оплата коммунальных услуг – обязанность собственников помещений. Такая обязанность возникает с момента регистрации права собственности.
Собственники квартир, жилых помещений, не всегда ответственно относятся к обязанности по оплате ЖКУ. Причины неоплаты счетов могут быть разными. Часть собственников накапливает кратковременную задолженность по причине того, что временно не проживали в помещении и не получали платёжные документы. Например, были в командировке или проходили лечение в медицинском учреждении. Другие жители систематически накапливают огромные суммы задолженности. Кто-то считает, что управляющая организация ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, другие считают, что природные ресурсы принадлежат всем гражданам на равных правах. В зависимости от того, к какой группе относится должник, управляющая организация может выбрать механизм взыскания задолженности: информационно-разъяснительную, претензионно-исковую работу, ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг.
Распространённый способ мотивировать жильцов вовремя оплачивать коммунальные услуги – начислять пени. О начислении пеней УК уведомляет в письменном виде. Плата за жилое помещение вносится не позже даты, указанный в договоре с управляющей компанией. Если дата не установлена в договоре, то платить нужно до 10 числа следующего месяца. Просрочка считается с 11 числа. Решить проблему с должниками поможет договор о погашении задолженности. Собственник погашает долг в соответствии с договором на условиях, которые предлагает управляющая компания. В договоре указываются: срок оплаты задолженности, последствия при нарушении обязательств должника, реквизиты сторон. Если должник готов погасить долг в полном объёме за один раз, включите в договор: сумму долга, период образования долга, предполагаемый срок выплаты. Управляющая компания составляет договор о погашении задолженности в письменной форме в соответствии со статьёй 161 Гражданского кодекса РФ.
Иногда информационно-разъяснительная работа с должниками не приносит нужных результатов, и Управляющая компания обращается в суд общей юрисдикции. Конечно, в этой ситуации необходимо учитывать уважительные причины неуплаты собственником жилищно-коммунальных услуг: задержка зарплаты или пенсии, тяжёлое материальное положение собственника или нанимателя, наличие в семье инвалида, несовершеннолетнего ребёнка в семье. Подобные ситуации рассматривается отдельно и требуют документальных подтверждений. Управляющая компания может не выиграть дело при таких обстоятельствах. Если суд встаёт на сторону управляющей компании, ей выдаётся судебное решение или приказ. Вместе с судебным решением дают исполнительный лист. Управляющая компания приступает к взысканию задолженностей. Использовать судебные решения можно двумя способами: взыскать сумму через банк или обратиться к судебным приставам. Управляющая компания предоставляет исполнительный лист в банк, где открыт счёт должника. Если неизвестно, какой банк обслуживает должника, исполнительный лист представляют в службу судебных приставов. Судебный пристав отправляет исполнительный лист в бухгалтерию на работу задолжавшего или арестовывает его имущество. Судебный пристав вправе запретить выезд за границу, если сумма долга больше 30 000 руб. Эта мера работает с должниками, у которых есть средства, но нет желания платить.
Иногда Управляющая компания ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг. Мера применяется, когда сумму долга превышает два месячных размера оплаты за ЖКУ. За долги ограничивается: подача горячего водоснабжения, подача электроэнергии, подача газоснабжения, услуга водоотведения. УК в письменном виде уведомляет должников дома об ограничении коммунальных услуг, а сами услуги отключает в течение 20 дней со дня отправки уведомления. Ограничение или приостановка поставки коммунальных услуг не нарушает права других жителей многоквартирного дома, которые добросовестно платят по счетам.
Работать с должниками и повышать собираемость платежей можно с помощью программного обеспечения. Так, уменьшить дебиторскую задолженность можно с помощью различного программного обеспечения.
Существуют гибкие методы работы с должниками:
- Рассылка СМС и e-mail-сообщений. Соберите номера телефонов и электронные почты жителей многоквартирного дома. С помощью СМС и e-mail-рассылок жильцы будут осведомлены об уплате коммунальных услуг и не накопят задолженности.
- Голосовые сервисы автообзвона должников. Сервисы автообзвона автоматически осуществляют телефонные звонки потребителем услуг с напоминанием об оплате.
- Автоматическая выборка списка должников возможна по критериям: по сумме долга, срокам долга, возникновения задолженности, по адресам, по услугам.
- Чаты в мессенджерах для жителей. Управляющая компания может вести чаты в мессенджерах, поддерживая общение с жителями дома. Заранее оповещайте жителей о сроках оплаты коммунальных услуг. Напоминайте должникам о необходимости оплаты.
- Объявления на информационном стенде о важности своевременной оплаты услуг ЖКХ. На стенде объявлений можно оставить информацию о долге по дому с просьбой оплатить коммунальные услуги в срочном порядке. Повесьте специальные листовки. С их помощью жители дома узнают, как оплачивать коммунальные услуги через личный кабинет сайта ЖКХ и не просрочат платежи.
Не все собственники жилых помещений – злостные должники. Есть те, кто занят или забывает об оплате услуг. Избежать подобных случаев поможет мобильное приложение УК, которое жителям можно установить на смартфоны. С помощью мобильного приложения управляющая компания сможет принимать показания счётчиков и оплату за коммунальные услуги. С помощью уведомлений от УК жители будут заранее знать, когда и сколько необходимо оплатить, чтобы не допустить задолженности. Используйте различные методы в совокупности, чтобы повысить собираемость платежей и уменьшить количество должников. Хозяйское отношение к жилому дому, его имуществу, бережное отношение всех жителей к его содержанию – залог обеспечения комфортного проживания для жителей.
Порядок в доме – критерий экономический: больше порядка — меньше затрат. Следите за публикациями в нашей информационной рубрике и будьте в курсе важных вопросов в жилищной сфере!
Автор: Владимир Иванович Андреев, эксперт в ЖКХ с многолетним опытом, инициатор социально-ориентированного проекта «Живи Как Хозяин»