Сумма в квитанции за ЖКУ значительно увеличилась? Причина непонятна? Что делать?

Всё больше и больше граждан сталкиваются с проблемой увеличения квартплаты за услуги ЖКХ. Как правило, большинство жителей не понимает по какой же причине квартплата стала больше по сравнению с предыдущем месяцем.
Какие причины увеличения квартплаты могут быть и какие возможные пути решения вопроса?
Начинать решение вышеуказанной проблемы необходимо с проверки данных в счёт- квитанции на оплату ЖКУ. Прежде всего, необходимо, проверить исходные данные, то есть: насколько верно указана общая площадь Вашего помещения, количество постоянно и временно проживающих в квартире граждан, показания индивидуальных приборов учёта, если они установлены. Все вышеуказанные данные могут в значительной степени повлиять на сумму начисления за жилищно-коммунальные услуги. Для определения конкретной суммы увеличения платы, необходимо в квитанции за прошлый месяц сравнить начисленную плату по каждой услуге с аналогичной строкой текущей квитанции. Причины увеличения платы за ЖКУ могут быть разными, и зависят от конкретной услуги. Например, в отопительный сезон плата за отопление, обычно, занимает значительную часть итоговой суммы. В зависимости от конкретной услуги причины увеличения могут быть разными. Так, плата за содержание жилья (текущее содержание) производится исходя из общей площади Вашего помещения и установленного для этой услуги тарифа: Плата за содержание жилья = Общая площадь помещения × Тариф.
Если площадь Вашего помещения осталась прежней, но изменился (увеличился) тариф, тогда это может быть сделано по следующим причинам: во-первых, тариф на содержание жилья (текущее содержание) изменился по решению общего собрания собственников помещений Вашего многоквартирного дома. В таком случае, Вы вправе ознакомиться с протоколом такого собрания и принятым решением. Как правило, с протоколом общего собрания можно ознакомиться в обслуживающей Ваш дом организации – управляющей компании, ТСЖ или кооперативе.
Во-вторых, тариф не утверждался на общем собрании собственников помещений МКД, а для расчёта используется тариф, установленный органами местного самоуправления, например, администрации вашего населённого пункта. Если при расчёте размера платы за содержание жилья используется именно тариф, установленный органами местного самоуправления, решение о его изменении и установленный размер должны быть указаны в соответствующих нормативно-правовых актах – распоряжении, постановлении или приказе, которые, как правило размещаются на официальных сайтах администрации Вашего населённого пункта, и с которыми Вы можете ознакомиться.
Причиной изменения размера платы за содержание жилья (текущее содержание) может быть: увеличение тарифа на данную услугу или изменение (неверное указание) общей площади Вашей квартиры.
Плата за капитальный ремонт имеет такую же методику начисления, что и содержание жилья (текущее содержание), то есть зависит от общей площади Вашего помещения и тарифа:
Плата за капитальный ремонт = Общая площадь помещения х Тариф.
Тариф на капитальный ремонт также, либо утверждается на общем собрании собственников помещений Вашего дома, либо, если решение на общем собрании не принято, то для расчёта используется тариф, установленный органами местного самоуправления.
Причиной изменения размера платы за капитальный ремонт может быть: увеличение тарифа на данную услугу или изменение (неверное указание) общей площади Вашей квартиры.
Чаще всего, значительное увеличение квартплаты происходит из-за коммунальных услуг, и здесь необходимо отметить, что помимо причин, которые будут рассмотрены далее, ежегодно происходит увеличение тарифов на коммунальные услуги.
Если вдруг, увеличение платы за коммунальные услуги не связано с увеличением тарифа, тогда необходимо искать причину в объёмах, предъявленных в квитанции по конкретной коммунальной услуге. Необходимо отметить, что Правительством РФ ежегодно утверждаются предельные проценты (индексы) роста оплаты за коммунальные услуги для каждого региона. То есть, увеличение платы за коммунальные услуги не должно превышать установленного правительством процента, для конкретного региона.
Так, ежегодно в каждом регионе устанавливается определённый процент платы за коммунальные услуги согласно распоряжению Правительства РФ и в каждом регионе процент увеличения платы разный.
Плата за отопление начисляется исходя из показаний общедомового (коллективного) прибора учёта или по нормативам потребления, если на многоквартирном доме такой прибор учёта не установлен. Также, необходимо учитывать способ оплаты за отопление – только в отопительный период или оплату в течение года (12 месяцев). Как правило, при способе оплаты в течение года плата за отопление из месяца в месяц не увеличивается. Могут изменятся нормативы потребления в определённый период или изменятся в новом году среднемесячное потребление (если начисление платы производится по среднемесячным показаниям общедомового прибора учёта), увеличение платы при этом значительно не происходит.
Когда оплата за отопление производится в отопительный период при наличии общедомового прибора учёта, то сумма за отопление может существенно меняться, так как, начисление производится по факту потребления тепловой энергии, и с начала отопительного периода начинает расти. Обычно самое большое потребление происходит в зимние месяцы – с декабря по февраль. С марта расход тепловой энергии, как правило, снижается, и, соответственно снижается плата, при этом, отопительный период заканчивается, плата за отопление не начисляется.
Причиной изменения размера платы за отопление может быть: увеличение объёма тепловой энергии согласно показаниям общедомового прибора учёта, показаний индивидуального прибора учёта тепловой энергии (при наличии) при оплате в течение отопительного периода, увеличение норматива потребления на отопление, увеличение среднемесячных показаний общедомового прибора учёта за отопление в течение календарного года (12 месяцев), увеличение тарифа на тепловую энергию, установленного в Вашем регионе для Вашего поставщика тепловой энергии, изменение (неверное указание) общей площади вашей квартиры.
Что же касается холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, то начисленная плата по этим услугам зависит от наличия или отсутствия индивидуального прибора учёта на конкретные услуги.
Если индивидуальный прибор учёта установлен в помещении, тогда расчёт размера платы должен производиться по показаниям такого прибора учёта (если показания Вами передавались). Если индивидуальный прибор учёта отсутствует, плата начисляется исходя из установленных в Вашем населённом пункте нормативов потребления для каждой из этих услуг и зависит от количества проживающих в Вашей квартире. Причём, если в Вашей квартире есть техническая возможность установить индивидуальный прибор учёта на холодную и горячую воду, но они не установлены, расчёт размера платы по нормативам осуществляется с применением повышающего коэффициента, равного 1,5.
При обнаружении значительного увеличения платы по одной из этих услуг, стоит обратить внимание на следующее: при наличии ИПУ – произведено ли начисление платы с использованием показаний ИПУ, которые Вы передали. Если при расчёте показания Вашего прибора учёта не применялись, причина может быть в окончании срока поверки вашего ИПУ, неполучении показаний ИПУ исполнителем по каким-либо причинам, неправильных показаниях Ваших ИПУ, то есть ошибке в расчётах, при отсутствии ИПУ – количество проживающих в Вашем помещении, которое использовалось при расчёте размера платы. Плата за водоотведение начисляется исходя из суммы объёмов холодной и горячей воды.
Таким образом, причинами изменения размера платы за холодное, горячее водоснабжение, электроснабжение, водоотведение могут быть: увеличение объёма потребления согласно показаниям индивидуального прибора учёта; расчёт без использования показаний индивидуального прибора учёта вследствие окончания срока его поверки, или неполучения в установленный срок его показаний; увеличение нормативов потребления на конкретную коммунальную услугу при отсутствии индивидуального прибора учёта; изменение (неверное указание) количества проживающих в Вашей квартире при отсутствии индивидуального прибора учёта; изменение тарифа на коммунальные услуги.
В вопросах газоснабжения плата зависит от наличия или отсутствия индивидуального прибора учёта на газоснабжение. При наличии индивидуального прибора учёта расчёт размера платы осуществляется исходя из его показаний, а при отсутствии – согласно нормативам потребления, установленным на газоснабжение, на отопление жилых помещений и общей площади Вашего помещения, на приготовление пищи и количество проживающих в Вашем помещении, на подогрев воды при отсутствии центрального горячего водоснабжения и количество проживающих в Вашем помещении.
Причинами изменения размера платы за газоснабжение могут быть: увеличение объёма потребления согласно показаниям индивидуального прибора учёта; расчёт без использования показаний индивидуального прибора учёта вследствие окончания срока его поверки или неполучения в установленный срок его показаний; увеличение нормативов потребления на газоснабжение при отсутствии индивидуального прибора учёта; изменение (неверное указание) количества проживающих в Вашей квартире, либо неверное указание общей площади Вашей квартиры при отсутствии индивидуального прибора учёта; изменение тарифа на газоснабжение.
Размер платы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами зависит от: размера норматива потребления, установленного в Вашем населённом пункте для этой коммунальной услуги (или объёма вывезенных контейнеров при раздельном сборе твёрдых коммунальных отходов), количества проживающих в Вашей квартире или общей площади Вашей квартиры, если такой способ оплаты за обращение с ТКО установлен в Вашем районе, тарифа, установленного в Вашем населённом пункте на эту услугу.
Причиной изменения платы может стать увеличение: норматива потребления услуги по обращению с ТКО, количество проживающих в Вашей квартире (если расчёт размера платы производится согласно проживающим), тарифа на обращение с ТКО.
Плата за дополнительные услуги в счёт-квитанции также может повлиять на общую сумму оплаты. Так, нередко в квартплату помимо начисления за жилищно-коммунальные услуги включаются дополнительные расходы такие как, услуги охраны, видеонаблюдения, обслуживание домофона, коллективной антенны, услуги консьержа, прочие расходы, которые также могут увеличить итоговую сумму к оплате. Следует отметить, что включение любых дополнительных услуг возможно только с решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Если собственниками помещений решения о включении таких расходов и сумм не принято, предъявление к оплате – неправомерно.
Что же должен делать собственник квартиры и как действовать, если пришла большая квартплата?
Во-первых, необходимо проверить исходные данные для начисления платы – общую площадь Вашей квартиры и количество проживающих. Во-вторых, определите услугу, из-за которой плата за ЖКУ существенно увеличилась. Попробуйте самостоятельно определить причину увеличения платы по конкретной услуге в соответствии с порядком начисления платы по ней.
Если причину увеличения платы по конкретной услуге установить самостоятельно не удаётся, обратитесь за устной консультации по телефону к исполнителю услуги, в платёжке на оплату ЖКУ, как правило, указываются данные исполнителя, это может быть управляющая компания, ТСЖ, кооператив или ресурсоснабжающая организация, если речь идёт о коммунальной услуге. Если устная консультация специалиста расчётного отдела исполнителя не дала Вам ответ на Ваш вопрос, тогда можно направлять письменное обращение.
Например, плата за отопление за декабрь увеличилась вдвое в сравнении с той, что была Вам начислена за ноябрь. Определить самостоятельно насколько правильно произведён расчёт, а также насколько правильно предъявлены объёмы тепловой энергии на отопление самостоятельно сложно. Если есть сомнения, то можно сразу направить письменное обращение исполнителю, в котором Вы просите проверить порядок расчёта размера платы за отопление, а также ознакомиться с показаниями общедомовых приборов учёта. Если вы всё же разобрались самостоятельно в данном вопросе, но есть вопрос почему это произошло, вы также можете сначала получить устную консультацию по порядку расчёта размера платы у исполнителя или можете направить в его адрес письменное обращение. К примеру, вы обнаружили, что показания Вашего прибора учёта по горячей воде не были учтены при расчёте за определенный месяц, а к оплате предъявлен объём горячей воды, существенно отличающийся от вашего фактического потребления. Обратившись к исполнителю, Вы можете уточнить по какой причине это произошло, и каким образом исправить ситуацию или возможно получить перерасчёт.
При возникновении вопросов, связанных с начислением платы, лучше всего получить официальный ответ от исполнителя услуги, и желательно, чтобы этот ответ был в письменном виде.
Может быть такая ситуация, когда ответ от исполнителя на Ваше письменное обращение не приносит результата, тогда Вы можете направить письменное обращение в надзорные органы, например, в жилищную инспекцию по вашему городу или району для проведения проверки правильности начисления платы за определенный расчётный период.
Следите за публикациями в нашей информационной рубрике и будете у курсе по многим важным вопросам в ЖКХ.
Полезная статья?
Поделитесь с коллегами и друзьями!
Автор: Владимир Иванович Андреев, эксперт в ЖКХ с многолетним опытом, инициатор социально-ориентированного проекта «Живи Как Хозяин»